25.11.2019

    Естественное и гармоничное развитие ребенка – это актуализация того, что заложено в малыше природой, его естеством в адекватных социальных условиях, способствующих этой актуализации. Иначе говоря, это то, что должно развиваться в нем в соответствии с его возрастными особенностями. Что же должно развиваться в ребенке раннего возраста, а главное – КАК?
    Любое развитие – процесс поэтапный. И подходя к периоду раннего детства нельзя игнорировать важность предыдущего этапа – младенчества (условного периода от рождения до года), т.к. каждый этап становления и роста малыша – это фундамент и основа для последующего периода его развития. Ключевую роль в развитии малыша на данном возрастном этапе играет непосредственное эмоциональное общение с матерью (фигурой, ее заменяющей). На этом этапе малыш осваивает нормы общения с людьми, с помощью матери у него формируется базовое доверие к миру. Или недоверие. Которое закладывается в фундамент развития его будущей личности.
    Ранний возраст – это промежуток от 1 года до 3 лет. В этом возрасте (кроме эмоционального общения) для малыша становится важным освоение бытовых действий, знакомство с предметным миром, сенсо-моторное развитие, которое осваивается малышом совместно со значимым (эмоционально значимым!) взрослым – мамой, папой, иным близким взрослым, т.е. в семье. Чтобы обеспечить ребенку всестороннее гармоничное развитие, необходимо организовать для него развивающую среду и поддерживать ее на всем этом возрастном этапе. Развивающая среда – это не только и не столько современные игрушки и пособия, сколько активное и непосредственное участие в жизни ребенка близкого взрослого, который способен слушать и слышать потребности своего малыша, живо откликаться на них, уметь общаться с малышом, раскрывая перед ним возможности освоения окружающего мира и собственного роста.
    Однако часто следуя модным тенденциям, многие родители спешат наполнить своего малыша избыточными знаниями: счет, буквы, иностранные языки, приобретают многочисленные развивающие пособия или перекладывают ответственность за развитие своего ребенка на педагогов развивающих центров…. Но так ли уж необходимо малышу в раннем возрасте умение считать до ста, различать животный мир разных континентов и ориентироваться в государственных флагах Евросоюза, называя их на разных языках? Или здесь скрываются амбиции взрослых, которые могут просто похвастаться этими «знаниями» ребенка перед другими мамами-папами-бабушками-тетями на детских площадках?
    Грамотно организованное развивающее пространство для ребенка учитывает его возрастные потребности и индивидуальный ход его развития в связке со значимым взрослым. Далее мне хочется привести цитаты из книги Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка?», как подтверждение выше написанному.
    «Мозг ребенка особенно активно растет в течение первого года жизни – он более чем вдвое увеличивается в весе. Невероятно активный метаболизм глюкозы, существующий в первые два года жизни, запускается биохимическими откликами ребенка на действия его матери и облегчает процесс экспрессии генов. Как и многое другое в человеческом развитии, процесс активации генов и их экспрессии часто зависит от социального окружения. Гипокамп, кора височной доли, префронтальная и передняя поясная извилины – все они незрелы при рождении. Но успех их роста и генетически заложенного развития зависит от количества положительного опыта, который получит человек. Большее количество позитивного опыта в раннем возрасте приводит к развитию мозга с большим количеством нейронных соединений – мозга, в котором сеть соединений богато разветвлена. Количество нейронов уже задано при рождении, и больше нам не важно, но что требуется, так это соединить их друг с другом и заставить работать. Чем больше соединений, тем больше возможностей использовать различные области мозга. <…> В частности, между 6 и 12 месяцами происходит взрывной рост синаптических соединений в префронтальной зоне коры. Они достигают своей максимальной плотности именно тогда, когда развитие приносящих удовольствие отношений между родителями и ребенком наиболее интенсивно, когда формируется тесная привязанность. Этот скачок роста в префронтальной коре достигает финального высокого уровня в самом начале периода хождения, когда радость от возможности самостоятельно передвигаться вызывает восторг у ребенка, а также порождает в родителях гордость и радость. Вообще же ребенок становится социальным существом с развитием у него социального мозга. Но практически весь первый год жизни уходит на то, чтобы добраться до этой стартовой точки. К концу первого года жизни подготовительная часть младенчества подходит к концу. Можно сказать, что ребенок к этому моменту достигает уровня развития, которого другие животные достигают еще в утробе. Но, проходя этот процесс вне утробы, процесс построения человеческого мозга в большей степени подвержен социальному влиянию. Это продолжение зависимости человека вне утробы позволяет сформироваться сильной социальной связи между ребенком и взрослым, который о нем заботится, воспитателем. Этот процесс запускает биохимические механизмы, которые обеспечивают создание большого количества нейронных соединений и позволяют мозгу развиваться в том темпе, который в дальнейшем уже никогда не будет достигнут. Как бы то ни было, нейронные соединения продолжают создаваться на протяжении всей жизни.<…> Финальная стадия раннего эмоционального развития мозга – стадия формирования вербальной личности. Мы можем наблюдать, как средства коммуникации младенца с другими становятся все более и более сложными: начиная с прикосновений, затем переходя через доминирование визуальных образов, в возрасте между двумя и тремя годами наконец включается вербальная коммуникация. Каждый новый способ коммуникации добавляется к предыдущему, и никакие из средств не теряются. Люди обретают новые навыки, опираясь на уже имеющиеся, добавляя новые к предыдущей стадии развития, а не исключая ее.»
    Таким образом, непосредственное участие взрослого в жизни малыша запускает внутренние механизмы ребенка, способствующие его поступательному развитию.
    Есть еще важный момент, который вызывает у многих родителей вопрос – насколько маленькие дети способны слышать и понимать взрослых? Стоит ли с ними говорить, включая «маму-радио», и на каком языке (по-взрослому или с помощью малышкового сюсюканья)? На этот вопрос - и не только!!!- дает ответ книга Каролин Эльячефф «Затаенная боль. Дневник психоаналитика». Это книга, которая позволяет взглянуть на мир маленького ребенка его собственными глазами, сквозь призму его – ребенка – восприятия действительности, нужд и потребностей.
    Любите, уважайте своих деток, цените каждый миг, проведенный с ними!

Автор статьи Евтушенко Наталья.
Мастер-тренер Детского клуба

Возврат к списку

Контакты клуба

ул. Красного Маяка, д.22 корп.5 (м. Пражская)

Часы работы Клуба

Будни: 07:00 - 00:00; Выходные и праздничные дни: 09:00 - 23:00

Часы работы Детского клуба

Будни: 11:00 - 21:00; Выходные и праздничные дни: 10:00 - 17:00

Часы работы отдела продаж

Будни: 10:00 - 22:00; Выходные и праздничные дни: 10:00 - 21:00